Шифратор (smok) wrote,
Шифратор
smok

Такси или Uber - кто прав?



(картинка из статьи BusinessInsider)

Ох, ну вот и в Петербурге бездельники-таксисты в паническом угаре взялись спасать город от Убера и подобных сервисов. А поскольку сами ничего уже поделать не могут, то челом бьют аж губернатору Полтавченко. Побрюзжу и я на эту тему. Я прочитал это их открытое письмо полностью. Там директор “петербургского такси” жалуется, что “город превратился в маркетинговое поле битвы” (так это же хорошо вроде бы?), говорит про какие-то критические уязвимости в программном обеспечении, сетует, что Убер не обеспечивает безопасность и качество услуг. Напоследок директор такси напоминает о том, что недавно во Франции таксисты организовали массовые беспорядки и призывает не допустить подобное в России, во как!

Есть немного аргументов, которые с трудом, но вытягивают позицию представителя такси на уровень близкий к адекватному. Первый - заказы передаются людям, у которых нет лицензии на перевозку пассажиров. Я не знаю, откуда вообще пошли эти лицензии, но их ценность для меня как клиента близка к нулю. Чтобы сесть за руль и довезти меня из точки А в точку Б нужна только одна лицензия - водительское удостоверение. В чем дополнительная ценность лицензии на частный извоз? Вот и я не знаю. Окей, раньше водителю нужно было знать город, но сейчас с навигаторами это не важно. Надо еще отметить, что лицензии такси в некоторых городах стоят безумных денег - например, я слышал про цену в сто тысяч долларов в Нью-Йорке. Ну и наконец, ситуация на самом деле иная, Убер в Петербурге с частными лицами не работает, только с орлицами или ИП профессиональными водителям, то есть UberPOP в Петербурге нет.
Второй аргумент заключается в том, что Убер и другие компании снижают цены, демпингуют, платят водителям за поезду сумму даже больше той, что платит клиент. Это я могу понять, интуитивно кажется несправедливым, когда компания с оборотом в миллиарды долларов может таким образом изжить локальные конторки. Но так или иначе, я как потребитель услуг от этого только выигрываю.
Последний аргумент - прибыль получают компании, которые не платят налогов в РФ и в Петербурге. Подождите, а водители не платят налог с заработанных денег? Ведь водителю достается большая часть оплаченной клиентом суммы.

Вот и Милонов высказался, что Убер это для педиков, а GetTaxi - правильное такси, нельзя запрещать. Ну и на том спасибо!

История с Uber очень показательна, Россия здесь выглядит даже оазисом свободы по сравнению с другими взрослыми бюрократиями. Во многих европейских странах были проблемы с Уберем - в Германии его запрещали совсем, но не так давно вроде одумались. Про Францию все недавно читали - водители решили устроить Майдан возле аэропорта, жгли покрышки, перекрыли дороги, так, что людям приходилось ходить пешком сквозь дым. В Италии и Голландии заблокировали самую дешевую опцию UberPOP. В Испании Убер запретили полностью. В Лондоне таксисты тоже перекрывали дороги, но вроде бы так ничего и не добились.
А истории эти все показательны вот почему. Убер (и подобные сервисы) - настоящий прорыв в оказании услуг перевозки. “Обычные такси” настолько отстают от Убера во всем, что стремительно теряют свои позиции, проигрывают войну за клиента, и теперь им ничего не остается, только обвинять новый мир в том, что он “не такой, как надо”. Правда же, конечно, в том, что традиционные такси остались настолько позади развитого мира, стали настолько ленивы и так закостенели в своей системе, которая не менялась десятилетиями, что невозможно уже что-то исправить, впереди только закрытие.

Даже с этим открытым письмом от директора - достаточно взглянуть на сайт “петербургского такси”, где размещено это письмо. Мелким шрифтом на черном фоне написан текст письма, стиль самого сайта остался где-то в середине нулевых. Теперь зайдите на сайт Убера, почувствуйте разницу.

Напоминает историю из Франции. “Представитель французского профсоюза таксистов FTI Абделькадер Моргад отметил, что из-за похожих на Uber сервисов выручка таксистов в стране упала на 30-40% за последние два года.” Какая катастрофа. Читатель в этом месте должен посочувствовать таксистам и понять, как им тяжело, что такие плохие Убер водители отнимают заработок у честных таксистов. Никому в голову не придет рассмотреть другой вариант - что может быть выручка падает, потому что все как раз ровно наоборот, что все уже, не получится больше дурить народ неоправданной ценой, когда есть такой сильный конкурент?

У меня есть две истории про противостояние “обычных такси” и “современных”. Недавно ездил в Калифорнию, и мне нужно было добраться из аэропорта Сан Франциско в Mountain View. Сим-карты не было, и я, постояв минут 5 в очереди, сел в такси. Назвал точный адрес (с индексом!), даже показал, как пишется, но этого оказалось мало. Водитель просил у меня телефон отеля, чтобы позвонить им и спросить, как правильно ехать! Когда я поинтересовался, что у него с навигатором, он что-то промямлил в ответ, что тот включается, если только сделать это до начала поездки, чушь какая-то. После звонка в отель он все равно умудрился где-то заплутать, пришлось перезванивать и искать дорогу снова. Причем поездка эта стоила 130 долларов! Убер показывал примерную оценку в 60, то есть в два раза дешевле.
Вторая история из Новосибирска. Даже не одна история, а общее впечатление. Очень плохо все с такси в Новосибирске - водители не здороваются, болтают по телефону, машины все какие-то развалюхи, они грязные, у водителей хронически нет сдачи. В одной машине салон был натурально рваный, из сиденья передо мной был вырван огромный клок. А я уже привык к тому, что не нужно никуда звонить, что водители вежливые (обычно), что салоны не прокуренные, и что не нужно доставать деньги и что-то считать, можно просто сказать “спасибо” и выйти из машины. Что может быть лучше? А если мне что-то не нравится, я ставлю соответствующий рейтинг, эта система лучше всякого лицензирования.

И последнее - как обычно, в South Park уже все сказано за нас. Посмотрите серию "Handicar" - как раз про такси и Убер.

Думаю, моя позиция ясна, а вы как считаете, кто прав?

PS Как же я раньше не подумал, эти французские таксисты - почти один в один луддиты, только на пару столетий позже. Те разрушали станки, эти бьют водителей Uber, жгут покрышки, просят государство вмешаться, в общем, всячески мешают прогрессу.


Update: Хорошие новости, губернатор и ФАС демонстрируют адекватность: ФАС не обнаружила антимонопольных нарушений в работе Uber, Gett и «Яндекс.Такси».
... В аппарате губернатора Петербрга заметили, что не собираются вмешиваться в конфликт и предложили обратиться в Госдуму.


И еще в дополнение. Удивительно хорошо сказал австралийский премьер про противостояние с таксистами:
"The taxi industry has to change. And the competition that Uber is bringing in will result in a higher standard right across the sector,”
“I am not one who’s inclined to slow down or stop innovation. And if that’s what the public want, I think we’ve got to find a way of accommodating it.”



Tags: it, uber, Россия, бюрократия, запрет, петербург, рынок, такси
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments